В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных организациях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• индивидуальное обучение на дому.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Допускается сочетание различных форм получения образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Стабенской СШ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) - вариант 1.
Определение варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществлено на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации АООП - обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и АООП предусматривает решение следующих основных задач:
-
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
-
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
-
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др., проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
-
участие педагогических работников, обучающегося, его законного представителя и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
АООП для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии его социализации. Он способен к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично. При этом проявляется недоразвитие интеллекта, образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- содержание образования,
- разработка и использование специальных методов и средств обучения,
- особая организация обучения,
- расширение границ образовательного пространства,
- определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Освоение обучающимся АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение им двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение им социокультурным опытом.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимся с умственной отсталостью обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
1. Установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей и учебного года.
2. Описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающегося.
Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Характеристика адаптированной образовательной программы для обучающихся с ЗПР
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработана и утверждена осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития и основной общеобразовательной программой начального общего образования (далее — ООП НОО). (Вариант 7.1).
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающегося с задержкой психического развития определяет содержание образования, ожидаемые результаты и систему контрольно- измерительных результатов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования направлена на обеспечение равных возможностей получения обучающимися с задержкой психического развития качественного начального общего образования.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающиеся с ЗПР получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 – 4 классы)
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (7.1) являются психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой определяется с учётом особых образовательных потребностей обучающегося на основе рекомендаций ПМПК. АООП НОО обучающегося с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: проведение индивидуальных коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции (7.1)
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающихся с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающихся с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Результаты освоения обучающимся с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций, сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО личностные, метапредметные и предметные результаты.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимся с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающегося с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
На итоговую оценку при завершении начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.